Что купить прямо сейчас и заработать на этом. Часть 1 - теория.

Итак, я уже говорил, что принципы моей торговли основываются на стоимостном инвестировании и принципах Джесси Ливермора. Сегодня попробую кратко объяснить первую часть, а именно стоимостное инвестирование, ярким представителем которого в наше время является Баффет.

Подготовительная работа здесь делится на 2 этапа: 1. Определиться с тем, что купить. 2. Определиться с тем, по какой цене купить отобранные компании. 

1 ЭТАП. Что купить? В этот блок входят следующие основные показатели, на которые на мой взгляд есть смысл обратить внимание (основные, потому что их достаточно большое количество, но будет малоэффективно, если я постараюсь все это втиснуть в одну статью):

  • Обладает ли прибыль на акцию устойчивостью и тенденцией к росту за последние 10 и 5 лет (здесь не зря количество лет идет в обратном порядке, для начала мы смотрим прибыль за 10 лет, определяем темп ее роста (меня интересует минимум 10%), а затем смотрим темп роста той же прибыли, но уже на горизонте 5 лет, что позволяет нам определить лучше/хуже/без изменений идут дела у компании). Здесь очень важно понимать, что именно устойчивость текущей и прогнозируемость будущей прибылей является фундаментом всего анализа Баффета, если мы будем рассматривать какую-либо компанию и на этапе анализа показателя «прибыль на акцию» получится, что данная прибыль может расти, может падать, а периодически вместо нее может быть убыток за последние 10 лет, то от анализа данной компании по принципам стоимостного инвестирования лучше сразу отказаться и подождать пока данный показатель станет устойчивым и стабильным, а на это время заняться поиском другой компании.

  • Обладает ли бизнес опознаваемой потребительской монополией? Понятен ли тебе без особых усилий ее род деятельности, интересно ли тебе в нем разобраться, входит ли он в круг твоей компетенции? Под монополией здесь подразумевается известный бренд, секретный ингредиент, отсутствие конкурентов. Монополию отличают небольшие долги (обычно не превышают чистую прибыль за пару лет), обычно занимаются выпуском низкотехнологичного продукта, вследствие чего не нужно постоянно вкладываться в обновление производственных мощностей, при этом продукт данный производит только эта компания (запатентованные лекарства, сигареты, шоколад, одежда раскрученной марки и бренда), вследствие чего эти продукты/услуги имеют потенциал для существенного поддержания роста объема продаж на протяжении многих лет, сюда же можно включить газетный бизнес, теле-, радио- коммуникационные компании, журналы и рекламные агенства (особенно международные), где разворачивается борьба производителя за потребителя в виде рекламы, монополией обладают и компании, которые оказывают услуги, в которых потребитель будет нуждаться всегда (помощь в уплате налогов, борьба с саранчой и насекомыми, охрана домов, стоянки, склады, дисконтцентры, банки, в настоящее время сюда уже можно относить также и компании из IT сферы и так далее). В случае монополии выбор конечным потребителем продукции и услуги компании определяется не ценой, а доброжелательным отношением, компания ввиду отсутствия конкуренции может вслед за инфляцией повышать цены, не боясь при этом снижения уровня продаж (здесь ярким примером такого отношения потребителя к конечной продукции компании на отечественном рынке является Тойота и ее автомобили, особенно в сегменте внедорожников, собственно, мы видим, как вследствие такого отношения потребителя, Тойота вслед за инфляцией повышает стоимость на свои автомобили, при этом спрос на них не падает, люди продолжают покупать).

  • Рентабельность акционерного капитала выше средней? Акционерный, или собственный капитал — это стоимость активов компании за вычетом всех ее обязательств. Рентабельность рассчитывается по формуле Р= ЧП/АК, где ЧП — чистая прибыль, АК — акционерный капитал. Например, у меня есть бизнес, стоимость активов которого 1 миллион рублей, а обязательств на 500 000 рублей, тогда АК=500 000 рублей. Предположим, что за отчетный период чистая прибыль моего предприятия составила 100 000 рублей, тогда рентабельность акционерного капитала будет равна 100 000/500 000*100%=20%. Средняя рентабельность акционерного капитала по интересным для меня по разным причинам российским публичным компаниям составляет, по моим опять же подсчетам, 15%. Вывод из всего вышесказанного простой — всегда нужно делать выбор в пользу компании с рентабельностью акционерного капитала стабильно выше среднего. Плюс нужно смотреть, есть ли стабильный прирост этого самого АК.

  • Какова финансовая политика компании? На мой взгляд факт того, что компания, которая обладает какой-либо «фишкой», позволяющей нам отнести ее к потребительской монополии, зарабатывает достаточное количество денег, чтобы не обременять себя высокими долгосрочными займами, просто неоспорим. Единственный повод увеличить свой долг — это покупка компании, которая также обладает монополией (например, когда М. Видео купила Эльдорадо), в таком случае данное слияние, даже не смотря на краткосрочное увеличение долга, будет иметь положительный эффект для роста стоимости курса акций. Здесь же тогда рассмотрим и понятие долгосрочных займов, а именно, отношение ДЗ/АК, где ДЗ-долгосрочные займы, АК-уже известный нам акционерный капитал. Долгосрочные займы — это займы, привлеченные компанией на срок более года (примечание: для банков в отчетности к ДЗ будем относить а) выпущенные долговые ценные бумаги, б) прочие заемные средства, в) субординированные займы, так как, например, у сбербанка нет отдельной графы «долгосрочные займы» в отчетности, при этом все вышеперечисленные случаи привлечения им денег имеют срок погашения более года). ДЗ/АК должен стремиться к значению 0,33, тогда можно будет говорить о здоровом балансе, а также ДЗ должен покрываться одной-двумя годовыми чистыми прибылями.

  • 2 ЭТАП. По какой цене купить? Здесь рассмотрим такие понятия как:

  • Первоначальная рентабельность - берем прогнозируемую прибыль на акцию, которая будет за текущий год и делим на стоимость акций. Проще говоря, первоначальная рентабельность показывает нам привлекательность инвестиций в акции относительно вложений в долгосрочные государственные облигации, при этом она должна не только превышать доход по облигациям, но и перекрывать инфляцию, ну и я приплюсовываю еще сюда 1%, чтобы перекрыть текущие колебания инфляции в большую сторону, нежели это показано в официальной статистике (на текущий момент, на мой взгляд, актуальна первоначальная рентабельность выше 12%).

  • Внутренняя стоимость - показывает, сколько денег нужно вложить в облигации, чтобы получить ту же прибыль, что принесла компания в отчетном году в расчете на акцию. Внутренняя стоимость должна превышать рыночную цену акций компании (забегая вперед, скажу, что некоторые интересные для меня компании уже сейчас торгуются выше своей внутренней стоимости)

  • Годовая накапливаемая доходность - если Вы хотите нарастить покупательную способность вашего капитала, то необходимо, чтобы ваши деньги приносили доход, по меньшей мере равный суммарному действию инфляции и налогов. Путем нехитрых расчетов можно прийти к выводу, что доход в районе 15% годовых нас вполне устроит.

  • Примечание 1: не претендую на звание первоисточника всех озвученных выше идей и мыслей, все мои знания — это информация от других известных и не очень авторов, переработанная через фильтр собственного опыта инвестирования в акции и активной торговли на фьючерсах, не претендую я также и на абсолютную правоту своих умозаключений, а, переходя в статье на «ты», не имел намерения кого-либо обидеть.

    Примечание 2:  если у Вас возникло желание самостоятельно разобраться в описанных терминах и понятиях, рекомендую к прочтению книгу «Баффетология» , авторы: Мэри Баффет, Дэвид Кларк

    Примечание 3: во второй части я более подробно остановлюсь на всех расчетах, а также приведу конкретные примеры компаний и напишу, чьи акции я купил вчера на стратегии «долгосрочные инвестиции в акции российских компаний», исходя из всех проведенных расчетов. Скорее всего вторая часть появится в блоге завтра-послезавтра. Если возникнут вопросы-пожелания, пишите в комментариях.

    


    Комментарии
  • Финам рекомендует

  • Моя лента


  • Темы

    СТРАТЕГИЯ
    НЕФТЬ
    BRENT
    ТРЕНД
    BR
    ИНВЕСТИЦИИ
    ФИНАМ
    ОБЗОР
    АКЦИИ
    ЯН АРТ