Александр Силаев: профессионализм трейдера заключается в способности получать прибыль в непростые времена

Мы начинаем серию интервью с авторами стратегий Comon.ru, в которых будем разговаривать об их пути в мире финансов, мировоззрении, подходе к торговле, а также затронем актуальные для инвесторов вопросы.

Сегодня мы поговорим с Александром Силаевым, автором стратегий «Путь самурая», «Бочка и доллар» и других и автором книги «Деньги без дураков». Но обо всем по порядку.

«Финам»: Александр, давайте начнем с самого начала – с образования. Насколько я знаю, у вас высшее экономическое.

Александр Силаев: Я окончил Сибирский государственный технологический университет. Это не то заведение, которое стоит пиарить, но ругать его как-то странно, раз я там учился. Я получил экономическое образование, но оно мне ничего особенного не дало. Всему, что я знаю и умею, я научился в процессе самообразования. Если бы все сводилось к высшему образованию, у нас были бы миллионы успешных трейдеров по окончании вузов, но по факту это не так. Там учат тому, как все устроено, чем отличается фьючерс от опциона, акция от облигации. Какие-то вещи, которые я должен был понять еще в 2000-е на своей кафедре, я понял только в 2010-е, освоив инвестирование и системный трейдинг, например, что такое гипотеза, теория, валидность, достоверность.

Ф: Сразу после университета вы занялись журналистикой, а не финансами. Почему?

АС: Мне в юности казалось, что есть ряд волшебных профессий, где люди могут делать что-то в свое удовольствие и получать за это нормальные деньги. Я смотрел и сравнивал сколько работает профессор на кафедре, журналисты и люди, которые по 8 часов в день стоят у станка. Преподаватель и журналист – вот две замечательные профессии, которые я для себя выбрал еще лет в 15-17 и попробовал. Все оказалось не так радужно, но явно интереснее многих других специальностей. Я следовал принципу: хочешь быть свободным, найди хобби и то место, где за него платят. Эта формула работала лет 15, с моего первого курса. В 20 лет, работая журналистом, ты чувствуешь себя очень успешным, но к 30 годам это надоедает. В 40, наверное, уже не доставляет никакой радости, но мне сложно сказать — я оттуда ушел. А сейчас журналистики как таковой нет, журналисты стали скорее копирайтерами.

Ф: И как же вы вернулись к финансам?

АС: Захотелось чего-то более похожего на научную деятельность. А трейдинг очень похож на научную работу: у тебя есть гипотеза, ты ее проверяешь. Но, в отличие от кафедральных занятий, тебе очень быстро приходит обратная связь: если твои гипотезы плохие, у тебя нет прибыли. Это больно, но это жизнь, это динамика, это интересно. Системный трейдер — это человек, который ищет модели и их реализует, у него из десяти моделей в работу идет одна, а девять зарубаются на подходе. Трейдер на 80% ученый, и на 20% флибустьер, так как есть элемент риска.

Ф: Что вас подтолкнуло к созданию публичных стратегий на Comon.ru?

АС: Давайте будем честными – возможность дополнительного дохода. Понятно, что я не мог сразу начать этим зарабатывать, нужно было хотя бы несколько лет устойчивости, чтобы была уверенность в том, что я предлагаю людям. Конечно, элемент случайности есть всегда, и он не устраним: даже самая лучшая стратегия, которая работает 10 лет, на 11 год может сломаться, мы должны это понимать. Но если она не работала ни года на реальном счете, а вы ее вчера придумали и сегодня продали людям, в этом есть человеческая безответственность.

Ф: Когда вы стали задумываться о создании публичной стратегии?

АС: Желание создать стратегию появилось в 2017 году. Этому предшествовали 2014-2015 годы, прекрасные годы для трейдинга с трендами, на которых можно было кататься. Но в 2016-2017 годах наступил какой-то другой рынок, и у большинства стратегии посыпались. Профессионализм не в том, чтобы много заработать в хороший год. Это скорее плохой знак, если не 70%, а 700% прибыли. Это значит, что у стратегии включено какое-то дикое плечо, которое при смене рынка размажет депозит в ноль. Новички обычно этого не понимают. У меня уверенность в себе появилась в 2016-2017 годах, когда в очень плохое время для трейдеров я получал прибыль. На основании этого мне показалось, что я могу предлагать услугу людям.

Ф: Вы своих стратегиях плечи не используете вообще?

АС: В инвестиционных фондовых — нет. Тогда стратегии не пережили бы февраль, и с такими рисками я не готов работать. Я допускаю, что в любой день все может упасть на 50%, и я должен выжить. В спекулятивных фьючерсных есть некое плечо. На «сишке» (Si, фьючерсный контракт на курс доллар США-российский рубль) на 300% от капитала было страшно даже в спокойные времена, а сейчас плечо еще меньше, на грани видимости. В 2022 году доходность могла бы быть гораздо больше, но всего одно плохое событие может убить все, что зарабатывалось годами. Это очень большой риск и по отношению к подписчикам, и к себе самому. Лучше недозаработать в хорошее время, чем перепотерять в плохое.

Ф: Сегодня это хороший девиз. Вашей самой популярной стратегии «Путь самурая» недавно исполнилось 5 лет, а стратегии «Ленивец-1» уже почти 7 лет, сроки внушительные. Что за это время вы поменяли в стратегиях?

А: Мало какие стратегии живут так долго. В «Пути самурая» ничего не менялось, за исключением пары малозначимых технических деталей, можно было торговать и в первозданном виде. Наиболее грубые алгоритмы — наиболее живучие. На самом деле очень сложно изобрести простую систему, которая будет работать. Она настолько хороша, что вообще не требует никакого вмешательства. Я допускаю, конечно, что она умрет, вечных двигателей не бывает. Даже в самом названии стратегии есть отсылка к тому, что путь самурая — это путь к смерти. Но на этом пути мы будем совершать подвиги.

Ф: Как вы посоветовали бы новичкам автоследования выбирать стратегию, на которую подписаться?

А: Выбирая стратегию, никогда не смотрите на абсолютные цифры доходности. Если прийти в казино, поставить три раза на «красное» и угадать — а это произойдет в12,5% случаев — значит ли это, что вы великий игрок? Нет, вам просто повезло. У нормальных авторов обычно есть блог, где они делятся своим подходом. Хорошо, если этот подход вам близок. Профессионал может в моменте уступить удачливому новичку, любителю, который просто за счет повышенных рисков разово получил сверхдоходность. Смотрите, как стратегии и авторы переживают плохое время. Не ходите туда, где все зависит от чистой случайности.

Ф: Александр, в заключение давайте немного поговорим о ваших книгах «Философия без дураков», «Этика без дураков» и «Деньги без дураков». Очень интересная приставка «без дураков». Почему именно такое название? Складывается впечатление, что все кругом хотят друг друга обмануть.

АС: В деньгах, как правило, все действительно хотят друг друга обмануть. Мне понравилась поливалентность в названии моей первой книги, «Деньги без дураков». Дураку будет неинтересно и скучно ее читать, он ждет, что ему сразу пригонят стадо розовых пони и он будет на них кататься, а здесь его бережно, с шутками, с анекдотами, но погружают в жестокую правду жизни. В то же время я предпочитаю не иметь дел с дураками. Это плохо заканчивается, даже если они и приносят тебе какие-то деньги.

Ф: На «Смартлабе» я прочитал несколько отзывов на книгу, по большей части они положительные, то есть книга попала в аудиторию. Как вы сами считаете, для кого она написана?

АС: Почти для всех — от смышленого старшеклассника до профессионального трейдера, который почерпнет из нее пару умных мыслей. Но она точно не для людей, которые хотят получить простые ответы на сложные вопросы.



Все стратегии автора можно найти здесь

ИНТЕРВЬЮ
АВТОРЫ COMON

Комментарии
  • Финам рекомендует

  • Моя лента


  • Темы

    СТРАТЕГИЯ
    НЕФТЬ
    BRENT
    ТРЕНД
    BR
    ИНВЕСТИЦИИ
    ФИНАМ
    ОБЗОР
    АКЦИИ
    ЯН АРТ