31.10.2022
Сегодня мы поговорим с Эмилем Миннуллиным, автором стратегий автоследования «Первый миллион» и «Портфель миллионера». Эмиль более 10 лет занимается инвестициями и успел собрать команду, которая помогает ему заранее подготовить стратегии к трудным временам.
«Финам»: Эмиль, как и когда вы начали торговать на бирже?
Эмиль Миннуллин: Один из моих друзей к моменту окончания института уже работал в Сбербанке и поделился со мной идеей инвестировать в акции крупных компаний. Первый свой брокерский счет я открыл как раз в Сбербанке. В то время поручения на покупку и продажу подавались по телефону, потом нужно было приезжать и подписывать их, а ориентиром для сделок была бегущая строка на РБК. Торговал я тогда только акциями Сбербанка, первая моя сделка прошла по 14 рублей 38 копеек за акцию. Но мне требовалось больше информации. Кто-то ведь совершал сделки с помощью компьютера и имел доступ ко всем котировкам, почему я не мог? В конце 2009 года я открыл счет в «Финаме», в тот момент у компании уже была торговая платформа с котировками.
График обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России»
Ф: Получается, вы уже 13 лет торгуете через «Финам»?
ЭМ: Да, с тех пор я торговал через «Финам», даже когда работал в «Открытии». «Финам» меня более чем устраивает, здесь очень много технических возможностей и преимуществ для алготрейдеров.
Ф: Когда и почему вы решили зарегистрировать профиль на Comon.ru?
ЭМ: Я узнал о платформе Comon.ru в 2011 году. Меня вдохновила идея перевести свою стратегию в алготрейдинг. Было несколько неудачных попыток сделать алгоритмическую стратегию, пока я не начал создавать команду и не объединил усилия с программистом. Теперь он переводит мои мысли и идеи в код. Стратегии «Первый Миллион» и «Портфель Миллионера» работают на алгоритмах, построенных по принципу количественного инвестирования, учитывая объемы открытых заявок, их направление.
Ф: Сколько человек в вашей команде?
ЭМ: Всего в команде четыре человека. Я генерирую идеи, программист воплощает их в жизнь. Специалист по межрыночному анализу отслеживает глобальные тенденции, определяет, в каких инструментах сейчас сконцентрированы финансы. Это помогает нам считывать настроение биржевой толпы. Также у нас есть специалист по привлечению крупных инвесторов.
Ф: Как работает межрыночный анализ?
ЭМ: Мы отслеживаем деятельность регуляторов финансовых рынков, в первую очередь — ФРС США. Существуют некоторые закономерности. Если процентная ставка снижается, появляется интерес к фондовому рынку, к акциям. В таком случае нужно выстраивать работу вдолгую. При росте процентных ставок интерес к акциям снижается, они распродаются из портфелей. Зная это, мы можем правильно выстроить свою работу. Например, американские акции с начала года мы только шортим. Что касается российского рынка, там тоже есть сигналы. Мы отслеживаем динамику облигаций. Их называют «умными деньгами», они показывают первые сигналы о развороте фондового рынка как наверх, так и вниз. Если посмотреть на индекс RGBI, который отражает состояние наших гособлигаций, то можно увидеть, что от своих максимальных значений он начал снижаться в марте 2021 года. Это был первый признак того, что крупные деньги выходят из наших облигаций, то есть кто-то осведомленный выходит из них. Вместе с тем еще полгода, до октября 2021 года, фондовый рынок продолжал расти. То есть мы получили первый сигнал, не призыв к действию, а только намек на то, что скоро что-то изменится, с лагом от трех до шести месяцев. Вторым сигналом, более серьезным, является инверсия кривой доходности, когда краткосрочные облигации обгоняют по доходности долгосрочные. Это уже красный флаг: приготовься, сейчас будет снижение. Это снижение хорошо видно на индексе IMOEX, который начал активно падать с 19-20 октября 2021 года, а инверсию доходности мы заметили 18 октября. Благодаря межрыночному анализу мы были к этому готовы.
График индекса RGBI
Ф: Расскажите подробнее о своих стратегиях.
ЭМ: В стратегию «Первый Миллион» входят пять наиболее ликвидных фьючерсных контрактов на валюту, нефть и фьючерсы пары крупных корпоратов. Также есть планы включить туда юань. То есть стратегия достаточно сбалансированная: даже если какой-то инструмент в минусе, его вытягивает инструмент из другой отрасли. В то же время эта стратегия немного более рисковая, чем «Портфель Миллионера», по ней мы допускаем просадку до 30%, немного больше размер открываемой позиции. Но при этом, когда просадка приближается к 15%, мы можем начать уменьшать размер открываемой позиции, если необходимо, можем остановить торговлю. Важно не упасть ниже определенного значения, главная задача — не потерять деньги инвесторов.
Ф: А что скажете про вашу стратегию «Портфель Миллионера»?
ЭМ: Изначально «Портфель Миллионера» была основана на фьючерсах. И в отличие от стратегии «Первый Миллион» она включает в себя и российские акции. Но 90% дохода идет от фьючерсов, акции — это скорее вспомогательный инструмент, иногда отдельные российские компании выстреливают. Раньше в нее входили и американские акции, но мы постепенно их исключили.
Ф: Вы говорили, что лично общаетесь с подписчиками. Как поддерживаете связь?
ЭМ: Я лично знаком с крупными инвесторами. Обычно это люди, которые заняты собственным делом или занимают руководящие должности и не готовы уделять много времени инвестированию. С ними связь поддерживаю по телефону. Но есть и большое количество личных сообщений на Comon.ru. Также есть телеграм-канал, где мы стараемся общаться с подписчиками, продвигать Comon.ru как удобный инструмент и интересную альтернативу доверительному управлению.
Ф: Это правильно, очень часто даже на хороших стратегиях подписчикам не хватает обратной связи от автора, и они отключаются.
ЭМ: Информированность — это вообще один из важнейших аспектов при инвестировании. Пока компании не станут открыто публиковать отчетность, доверие к рынку будет снижаться.
Ф: Есть люди, которые не знают о существовании отчетностей, но покупают акции.
ЭМ: Верно, есть люди, которые пришли на рынок и покупали акции на хайпе, например, «прокатились» на Tesla. И это хорошо, нужно подстраиваться под это. В какой-то момент может наступить пауза. Останутся люди, которые пришли на рынок раньше, кто уже знаком с рисками. Откровенно говоря, ликвидность страдает даже во фьючерсных контрактах на нефть.
Ф: Кстати, насчет «прокатиться». Как-то удалось использовать недавние скачки «Газпрома»?
ЭМ: Ситуация с «Газпромом» получилась интересная. С июля фьючерсные контракты переставали давать нам прибыль и ушли в боковик, нужно было их на что-то заменить. Тогда мы немного «прокатились» на «Тинькофф», добавили еще некоторые бумаги, но «Газпром» не стали, так как у нас были фьючерсы по нему. Но когда объем торгов этого фючерса скатился до 500 миллионов рублей, мы его отключили так же, как и Сбербанк. И эту сделку мы пропустили. Хотя я добавил его в тестовый контур робота, и он показал мне сигналы к покупке.
Ф: В заключение поговорим о ваших планах. Есть ли идеи для новых стратегий?
ЭМ: Да, мы хотим создать третью стратегию. Но нужно быть адаптивными. Центральный банк России поэтапно вводит запрет на покупку иностранных ценных бумаг для неквалифицированных инвесторов, а американский рынок кажется нам интересным. Как я уже говорил, при межрыночном анализе мы во многом ориентируемся именно на действия ФРС. Сейчас мы работаем над стратегией на американских бумагах для квалифицированных инвесторов.
Стратегии автора на Comon.ru
Темы