S&P: Новая роль Банка России в качестве мегарегулятора может оказать позитивное влияние на финансовый сектор страны

Новость

Совет директоров Банка России на заседании 9 августа 2013 года принял решение об образовании службы Банка России по финансовым рынкам, сообщил департамент внешних и общественных связей Банка России. Продолжить

Комментарий

Аналитики Standard & Poor’s.

По мнению Службы кредитных рейтингов Standard & Poor’s, выполнение Банком России новой функции мегарегулятора, который будет осуществлять надзор за коммерческими банками и небанковскими финансовыми организациями, вероятнее всего, приведет к унификации режима регулирования и отчетности различных организаций и окажет благоприятное влияние на рейтинги организаций российского финансового сектора в долгосрочной перспективе. Однако на первом этапе реализация нового режима регулирования может стать сложной задачей.

Банк России начнет выполнять новую функцию с 1 сентября 2013 г. Мы отмечаем и другие важные изменения в системе регулирования банковской деятельности, в частности, усиление контроля над источниками капитала российских банков, ужесточение регулирования сделок по кредитованию связанных сторон и ожидаемое введение требований Basel III; кроме того, были повышены коэффициенты риска и требования к резервированию по розничным кредитам.

Новая роль Банка России не окажет непосредственного влияния на рейтинги Standard & Poor’s российских финансовых организаций, а также на нашу оценку институциональной системы в рамках оценки страновых и отраслевых рисков банковского сектора (Banking Industry Country Risk Assessment — BICRA) или на оценку страновых и отраслевых рисков отрасли страхования. Возможное позитивное влияние этой меры будет зависеть от желания регулятора сконцентрироваться на контроле рисков в банковской системе, а не на простом соблюдении нормативов, а также на жестком ограничении банков и небанковских организаций в возможности "обходить" требования нормативных актов.

Эффективность новых норм будет зависеть от их строгого применения

Новые инициативы в области регулирования, которые были приняты в июле 2013 г., направлены на решение ряда ключевых структурных проблем, которые оказывали негативное влияние на кредитоспособность российского банковского сектора в течение многих лет. Вместе с тем мы отмечаем, что риск избирательного и произвольного применения новых регуляторных положений сохраняется.

Новое законодательство разрешает Банку России ввести новый лимит на объем кредитов связанным сторонам в 2015 г. и использовать свое профессиональное суждение для контроля соблюдения этого лимита. Высокий уровень концентрации кредитного портфеля и кредитование связанных сторон в течение многих лет являются острыми проблемами российского банковского сектора. Мы отмечали случаи, когда доля кредитов связанным сторонам составляла до 17% кредитного портфеля банка, имеющего рейтинги Standard & Poor’s, или 140% собственного капитала, рассчитанного в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) в конце 2012 г., что оценивается как чрезвычайно высокий показатель и является одним из негативных рейтинговых факторов. В результате выявления значительного объема кредитов связанным сторонам в Банке Москвы (нет рейтингов S&P) в 2011 г. Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Банк России и новый собственник Банка Москвы, ОАО "Банк ВТБ", были вынуждены начать процесс финансового оздоровления этого банка. В некоторых случаях слишком большой объем кредитов связанным сторонам был одним из ключевых факторов, обусловивших дефолт. Примером является Международный промышленный банк, который допустил дефолт в 2010 г.; по данным Банка России, доля кредитов связанным сторонам, которые банк маскировал в фальсифицированной отчетности, достигла 95% совокупного кредитного портфеля.

Новые правила также позволяют Банку России усилить контроль над акционерами банка, поскольку снижают уровень капитала, при котором в отношении источников акционерного капитала проводится проверка, с 20% в настоящее время до 10%. Кроме того, планируется распространить практику проведения проверок деловой репутации не только на руководство банка, но и на всех крупных акционеров. Это позволит Банку России на основании профессионального суждения налагать запрет на привлечение банком новых акционеров.

По нашему мнению, указанная мера может снизить уровень рисков, связанных со сменой собственников банка, и предотвратить так называемое "мародерство", т. е. банкротство банка в целях получения прибыли, в соответствии с определением, которое дали Джордж Акерлоф и Пол Ромер в статье "Looting: The Economic Underworld of Bankruptcy for Profit" ("Мародерство: банкротство ради прибыли"), опубликованной в Brookings Papers on Economic Activity (№ 2, 1993 г.), а также преднамеренный вывод активов. Кроме того, руководителям и акционерам банков, участвующих в "мародерстве", будет запрещено работать в российском банковском секторе.

Подход регулирующего органа к надзору за небанковскими финансовыми организациями остается неопределенным

Мы ожидаем, что надзор за небанковскими финансовыми организациями будет усилен в среднесрочной перспективе. В некоторых сегментах российского сектора небанковских финансовых услуг регулирование по-прежнему оценивается как слабое, и мы считаем это одним из негативных рейтинговых факторов для большинства небанковских организаций, имеющих кредитные рейтинги Standard & Poor’s.

Новый мегарегулятор может сосредоточиться прежде всего на внутренних вопросах, связанных с большим объемом бюрократических процедур на этапе его образования. Кроме того, в переходном периоде может возникнуть значительная неясность и неопределенность для небанковских финансовых организаций, особенно для сектора страхования, в котором Банк России становится третьим регулирующим органом за последние пять лет. В то же время мегарегулятор имеет возможности для гармонизации различных сегментов сектора финансовых услуг. Это будет включать регулирование тех сегментов, в которых оно в настоящее время отсутствует (компании микрофинансирования, лизинговые компании и коллекторские агентства), или которые не входят в сферу ответственности ни одного из регулирующих органов (банковское страхование и факторинг).

В настоящее время страховые компании, брокеры и другие небанковские финансовые организации подают отчеты о результатах работы один раз в квартал, а их отчетные периоды значительно длиннее, чем у банков, которые представляют балансы в Банк России ежедневно. Кроме того, формы отчетности для брокеров и компаний по управлению активами, как правило, подготовлены только в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) и не всегда публикуются. Качество отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ, часто ниже, чем отчетности по МСФО, особенно в отношении раскрытия подробной информации о рисках, учете некоторых сделок, консолидации и оценке стоимости активов. Страховые компании составляют годовые отчеты по МСФО с 2012 г., но они по-прежнему представляют квартальную отчетность по РСБУ и не всегда публикуют полные отчеты в соответствии с обоими стандартами. Мы также полагаем, что уровень раскрытия информации даже в отчетности по РСБУ у банков намного выше, чем у небанковских финансовых организаций.

По нашему мнению, отсутствие повседневного надзора за деятельностью небанковских финансовых организаций создает значительные возможности для нарушения требований регулирования, поскольку их выполнение обеспечивается только по состоянию на отчетные даты, что повышает общий уровень риска в финансовой системе и обусловливает возможность распространения этого риска на другие рынки. В обзоре финансовой стабильности, подготовленном в июле 2013 г., Банк России заявил, что повышение качества форм отчетности и изменения в регулировании брокеров и дилеров необходимы для более эффективной оценки рисков финансовой системы.

Уровень пе


Комментарии
  • Финам рекомендует

  • Моя лента


  • Темы

    СТРАТЕГИЯ
    НЕФТЬ
    BRENT
    ТРЕНД
    BR
    ИНВЕСТИЦИИ
    ФИНАМ
    ОБЗОР
    АКЦИИ
    ЯН АРТ