Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент", в ходе онлайн-конференции "Перспективы интернет-торговли в России: конкуренция vs протекционизм?"
По примерным оценкам, в общем объеме розничного товарооборота доля онлайн-торговли в последние несколько лет не превышает 2%. В 2013 г - около 1,7% если ориентироваться на оценку индустрии в 405 млрд руб. Все еще очень немного. Согласно ряду прогнозов, в среднесрочной перспективе (примерно следующих 5 лет) объем онлайн-продаж потребительских товаров вырастет в 2,5 раза и этот показатель может вырасти до 3,5%. В развитых странах данный показатель уже сейчас существенно и в среднем составляет около 10%.
Виталий Жигулин, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли, в ходе онлайн-конференции "Перспективы интернет-торговли в России: конкуренция vs протекционизм?"
По нашим оценкам, рынок интернет-торговли растет в среднем на 30% и при благоприятных макроэкономических показателях данная тенденция сохранится. В 2013 году объем трансграничной торговли составил 100-120 млрд рублей, общий объем превышает 500 млрд рублей.
Россия входит в пятерку стран, которые наиболее привлекательны с точки зрения потенциала рынка интернет-торговли. Крупные зарубежные игроки это прекрасно понимают и не откажутся от этого рынка, но будут вынуждены конкурировать с российским игроками на равных условиях. В конечном итоге выиграет потребитель: игроков станет больше, конкуренция усилится, как следствие, сервис улучшится, ассортимент расширится, цены на товары снизятся.
Добросовестные игроки рынка как раз и выступают за честную конкуренцию с зарубежными игроками, которые сейчас пользуются лазейкой в российском законодательстве и не платят таможенных пошлин и налогов в России. Ввозимые из-за рубежа товары не проходят ни процедуры сертификации, ни таможенной очистки, ни валютного контроля. А покупателям они не гарантируют соблюдения законодательства о защите прав потребителя.
Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей, в ходе онлайн-конференции "Перспективы интернет-торговли в России: конкуренция vs протекционизм?"
Конечно, в ближайшей перспективе сектор онлайн-торговли будет снижаться. Беспрецедентные ограничительные меры, которые пролоббировали отечественные ритейлеры, будут шоком для потребителей, заставляя их отказываться от покупок или уйти в "серый сектор" к фирмам-посредникам и челнокам. Именно этого добиваются члены Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) еще и потому, что большинство участников - это оффлайновые сети с небольшой долей онлайн-торговли. Им вообще нет резона развивать интернет-торговлю, а выгоднее на этом этапе ее приморозить.
Ни о каких равных условиях для зарубежных онлайн-магазинов не может быть и речи. Пошлина в размере 30%, с учетом того, что придется еще проходить усложнившуюся процедуру растаможки, является запретительной. Отечественные ритейлеры при ввозе товара в страну уплачивают таможенные пошлины в несколько раз меньше, на отдельные позиции нулевые, и имеют возможность проходить растаможку на партии товара. Потребители будут вынуждены отказаться совсем от покупок в зарубежных интернет-магазинах, пользоваться услугами посредников или идти и переплачивать отечественным ритейлерам, обогащая владельцев этих компаний. Снижение беспошлинного порога торговли до 150 евро, планируемое ограничение анонимных платежей - это яркое проявление антисоциальной политики государства, когда ради сверхобогащения пары десятков владельцев крупных торговых сетей принимаются решения о снижении жизненного уровня миллионов российских семей.
Темы