"Железный занавес" цепочек поставок. НМТП и ДВМП все нипочем

Акции российских транспортных компаний в понедельник, 18 апреля, стремительно растут. Среди эмитентов, входящих в индекс МосБиржи, лучше всех сегодня проявляет себя НМТП (+11,78%). Следом за ним, существенно уступая, идут ДВМП (+4,23%) и Globaltrans (+3,08%).

Рост котировок, в частности, ДВМП начался еще на прошлой неделе. Акциям компании удавалось даже обновлять исторические максимумы.

С чем связан такой успех логистических компаний? Видят ли инвесторы будущее за ними? Какие акции точно нужно держать в своем портфеле? Finam.ru обсудил эти вопросы с экспертами.



Мир больше никогда не будет прежним. Проблемы в логистике, особенно с авиаперевозками, начали появляться еще на заре зарождения пандемии в 2020 году, когда локдауны во всем мире ломали выстраиваемые десятилетиями цепочки поставок. Немного выдохнув, мир снова стал стремительно меняться в 2022 году с началом спецоперации на Украине и ее последствий.

В настоящее время глобальная транспортная система встала перед угрозой перестройки. Цепочки поставок, возможно, больше никогда не станут прежними. Компаниям бросили вызов - они больше не могут отделять свой бизнес от геополитики. Оказалось, что разногласия мировых лидеров иногда стоят выше торговли и зарабатывания денег.

Рушится то, что страны всего мира выстраивали на протяжении более 30 лет с момента падения "железного занавеса" из-за распада СССР. А это огромная сеть финансовых, информационных и людских ресурсов, на которые полагаются компании для доставки товаров или услуг своим потребителям.

Однажды американский политолог Фрэнсис Фукуяма назвал "концом истории" произошедшее в 1991 году. А сегодняшним событиям он дал название "концом конца истории". Даже COVID-19 дался перевозчикам легче, чем введенные против РФ санкции.

Напомним, что Евросоюз в рамках 5-го пакета санкций запретил российским автомобилям перевозить грузы по территории европейских стран, а морским судам из России - заходить в порты ЕС. По некоторым оценкам, ЕС уже заблокировал около 25% своего общего экспорта в стоимостном выражении в Россию, если учесть все предыдущие санкционные пакеты.

В этой связи перевозчики вынуждены разрабатывать новые маршруты и использовать более дорогие способы транспортировки грузов. Эти издержки уже привели к удорожанию цен на энергоносители и даже вызывают страхи по поводу глобального голода.

Кто был ничем, тот станет всем. География поставок меняется вместе с ландшафтом биржевых торгов. Инвесторам так же, как и компаниям, приходится подстраиваться под изменившиеся реалии. И если раньше ставка делалась в основном на такие "голубые фишки", как "Сбербанк" и "Газпром", то теперь транспортная блокада повысила ценность возможности соприкоснуться с внешним миром. Обеспечить последнее могут как раз перевозчики, специализирующиеся на морских, автомобильных, железнодорожных, а также на интермодальных перевозках. Это такие компании, как НМПТ, ДВМП и Globaltrans. Именно их акции сегодня пользуются особым спросом.

ДВМП (Дальневосточное морское пароходство) - головная компания крупной российской логистической группы FESCO, лидера контейнерных перевозок через Дальний Восток по морским линиям в/из стран Азии. С момента перезапуска торгов на Мосбирже акции ДВМП подорожали на 59%.

По словам Дмитрия Пучкарева, эксперта "БКС Экспресс", драйвером роста акций стала стоимость фрахтовых ставок (цена, по которой определенный груз доставляется из одной точки в другую - Finam.ru), которая поднялась в 10 раз в 2021 году и продолжает удерживаться на высоких уровнях в 2022-м.

Из-за проблем в логистике компаниям выгодно возить товары через восточное направление, однако порты перегружены - они попросту не справляются с нагрузкой. Однако все это благотворно влияет на ДВМП.

"Снижение импорта российского сырья Европой вынуждает российские компании ориентироваться на Восток. Транспортировка газа возможна в большей степени по трубе, однако алмазы, уголь и другое сырье намного более мобильно. Можно сделать предположение, что транспортная отрасль является бенефициаром текущей конъюнктуры", - комментирует Шамиль Джазаев, личный брокер "Открытие Инвестиции".

Михаил Шульгин, начальник отдела глобальных исследований "Открытие Инвестиции", в свою очередь, считает, что в акциях ДВМП сейчас ведется спекулятивная игра. В качестве доказательства своих слов он приводит следующие данные: "Морцентр-ТЭК" на прошлой неделе сообщил, что контейнерооборот морских портов РФ в марте 2022 года сократился на 21,9% г/г - до 385,143 тыс. TEU. В Балтийском бассейне перевалка контейнеров в марте - 43,7%, до 123,488 тыс. TEU. В Азово-Черноморском бассейне перевалка контейнеров сократилась на 25% г/г до 64,4 тыс. TEU. При этом рост перевалки на Дальнем Востоке составил 3,8% г/г - до 181 тыс. TEU, а рост контейнерооборота во Владивостоке составил 2,7% - до 106,298 тыс. TEU. Этот показатель в порту Санкт-Петербурга, Новороссийска и Калининграда снизился".

В связи с этим, по словам Шульгина, у него сейчас нет актуальных инвестиционных идей по ДВМП. "Пока не видно конкретных сигналов, подтверждающих долгосрочную привлекательность наличия этих бумаг в портфеле инвесторов. Мы связываем рост последних дней в указанных бумагах со спекулятивной активностью, с краткосрочными тактическими решениями", - добавил собеседник Finam.ru.

Однако Джазаев считает привлекательность ДВМП очевидной. "Экспорт в Европу из балтийского направления будет переориентирован в Азию. Бизнес группы может удвоиться в этом году и продолжать увеличиваться по мере расширения сотрудничества в АТР", - полагает личный брокер.

В БКС также уверены, что в долгосрочной перспективе перевозчик может стать бенефициаром введения западных санкций и, как следствие, расширения торговых отношений РФ с азиатскими странами. Однако следует помнить, что бумаги ДВМП все-таки подойдут не всем инвесторам из-за низкой ликвидности и отсутствия дивидендов, предупреждает Пучкарев.

Globaltrans - это российская частная железнодорожная транспортная компания. Стоимость предоставляемых ее услуг в последнее время устанавливает рекорды. Так, ставки полувагонов находятся на максимальных значениях вблизи 3000 рублей ваг/сут.

По словам Владимира Литвинова, автора создателя сообщества "ИнвестТема", несмотря на то, что у компании более 65% всей транспортировки приходится на металлургическую продукцию и нефтеналивные грузы, проблемы металлургов или нефтяников не представляют проблем для Global.

"Компании все равно будут искать рынки сбыта, и, скорее всего, на Востоке, куда также осуществит транспортировку Global по выгодным сейчас тарифам", - говорит эксперт, подчеркивая, что считает компанию чуть ли не сильнейшим представителем сектора.

Наталья Пырьева, аналитик отдела анализа акций ФГ "Финам" согласна с оценкой своего коллеги. По ее данным, санкционные риски минимальны, поскольку основная деятельность компании сосредоточена на территории России, основными клиентами являются также крупные российские компании, сервисные контракты с которыми исполняются.

Из рисков, которые инвесторы, должны принимать во внимание при покупке данных акций, аналитик ФГ "Финам" выделяет следующие: высокий уровень волатильности на фондовом рынке, а также ускорение инфляции и сокращение ВВП РФ, снижение спроса в сегменте нефти и нефтепродуктов, переизбыток предложения на рынке полувагонов и последующее снижение суточных ставок.

Также потенциальные покупатели должны учитывать тот факт, что, несмотря на сильные результаты за 2021 год, руководство компании приняло решение временно приостановить выплату финальных дивидендов.

НМТП (Новороссийский морской торговый порт) - третий портовый оператор в Европе и лидер на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. Основной бизнес-сегмент - перевалка нефти и нефтепродуктов. Сегодня акции компании держатся в топе индекса МосБиржи, прибавляя в цене более 10%.

По неподтвержденным данным, в настоящее время НМТП работает в круглосуточном режиме. Прирост перевалки наливных грузов составил +30%. В бухте Новороссийска скопились танкеры в ожидании нефти.

"Информация о том, что в последнее время рядом с Новороссийском скопилось много танкеров, могла стать драйвером спекулятивного интереса к акциям НМТП", - говорит Шульгин.

Также он сделал еще одно предположение, на чем может быть основан рост в указанных бумагах: "Турция является потенциальной альтернативой доставки грузов из Европы. К тому же ЕС обсуждает введение запрета на импорт российской нефти, хотя из-за самосанкций многие европейские покупатели и так были вынуждены отказаться от, по крайней мере, прозрачных покупок. Хотя история санкций против Ирана и Венесуэлы показывает, что в течение многих лет нефть из этих стран предлагалась на Дальнем Востоке как "малайзийская смесь" или "сингапурская смесь". Смешивание является удобным способом обхода ограничений, в том числе в открытом море - перевалка с корабля на корабль. В последнее время обсуждалась "латвийская смесь", когда российская нефть из Приморска смешивалась в латвийском порту Вентспилса с другими сортами, где в конечном продукте доля российской нефти была менее 50%".

При этом аналитики БКС считают, что рост ценных бумаг может быть просто спекулятивным из-за низкой ликвидности на рынке. "Экспортные поставки нефти из России в Европу пока продолжаются, поэтому серьезного ухудшения ключевых метрик по итогам года не ожидается. При этом если санкционное давление будет усиливаться, а импорт нефти из РФ в ЕС будет запрещен, бизнес НМТП может пострадать", - подчеркивают аналитики.

Кроме того, они предупреждают, что при покупке акций НМТП стоит учитывать их низкую ликвидность, и еще не стоит рассчитывать на их опережающий рост.


Комментарии
  • Финам рекомендует

  • Моя лента


  • Темы

    СТРАТЕГИЯ
    НЕФТЬ
    BRENT
    ТРЕНД
    BR
    ИНВЕСТИЦИИ
    ФИНАМ
    ОБЗОР
    АКЦИИ
    ЯН АРТ