Телефонные мошенники. Граждан просят успокоиться, бизнес просят помочь

От телефонных мошенников, методы которых становятся все более изощрёнными, страдают даже самые продвинутые граждане. Бизнесу необходима помощь профессиональных психологов, а МВД необходимо более внимательно относиться к потерпевшим от подобных атак граждан. Об этом говорится в исследовании Центра медиапрактик и Банковского института НИУ ВШЭ «Психологическая самооборона: как противостоять новым схемам банковских мошенников».

Как отмечает один из авторов исследования, заместитель заведующего Центром медиапрактик Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ Андрей Жуков, телефонные мошенники постоянно изобретают все новые и новые схемы и «звонят целенаправленно людям с высшим образованием», представляясь сотрудниками различных ведомств, а также их руководителями. По словам Жукова, ситуация выглядит как «борьба производителей вооружения с производителями все новой брони».

https://cdn-get-2.whotrades.com/u12/photo9AD6/20915732138-0/blogpost.jpeg


Источник: Финам.AI

При этом количество телефонных мошенников растет. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в феврале, 67% респондентов рассказали, что за последние полгода-год сталкивались со звонками мошенников. При этом, в 2021 году об этом говорили лишь 57%. Опрошенные, впрочем, скептически оценили шансы мошенников обвести их вокруг пальца: 46% называют такой вариант маловероятным, 29% - невозможным и лишь 23% допускают, что это может произойти.

Несмотря на то, что, как отметил Жуков, жизнь в СССР и постсоветской России научила многих людей «не доверять государству и быть начеку», общение с «сотрудниками» органов ставит многих в тупик и способствует принятию скоропалительных решений. В этой связи авторы доклада предлагают не переводить деньги сразу, а взять паузу, посоветоваться со знающими друзьями и даже сделать «дыхательную гимнастику».

Мошенники, как отмечают авторы доклада, научились быть хорошими психологами. Они звонят как правило в неурочное время, присылают ссылки на различные законны, играют как на страхе, так и на потенциальном желании заработать. «Доверяй, но проверяй» - такой совет любимой пословицей американского президента Рональда Рейгана дал Жуков тем, кто поддается на манипуляции мошенников.

Кстати, на родине Рейгана ситуация вполне похожа на российскую. «В попытке повысить доверие к своим схемам эти люди могут представляться адвокатами или сотрудниками правоохранительных органов. В некоторых случаях люди подделывали номер телефона прокуратуры США, а это означает, что их номер телефона, по-видимому, исходит из США. Мошенники использовали поддельный номер для звонков предполагаемым жертвам в Калифорнии, утверждая, что они либо полицейские, либо агенты ФБР, и угрожали появиться в доме предполагаемой жертвы, если человек не заплатит деньги за «юридические издержки», - так звучит предупреждение, опубликованное на сайте Минюста США.

Банк окажет психологическую помощь

На удочку преступников попадаются, казалось бы, и искушенные люди. Клинический психолог, коуч руководителей высшего звена РАНХиГС Юлия Харитонова рассказала об одной из своих клиенток, враче из США, уроженке России. Приехав домой для проведения дорогостоящей операции, она потеряла крупную сумму денег, попав на удочку мошенников. Клиентка, по словам эксперта, остановилась лишь тогда, когда пришла в банк взять кредит, чтобы перевести его преступникам.

Как отметила Харитонова, которая занимается психологической помощью сотрудникам различных компаний, мошенники часто используют личностные проблемы людей. Они ищут жертв с «зависимым типом личности», а также эмпатичных граждан, готовых помочь «органам». В последнее время попытки мошенничества осуществлялись и в нескольких крупных академических институтах, где сотрудникам рассылались в социальных сетях фальшивые просьбы денежного характера от «директора».

Директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова посетовала, что в России до сих пор нет закона о психологической помощи населению, который мог бы помочь и в этой ситуации. При обращении в полицию граждане часто встречаются со «скептическим» отношением со стороны правоохранителей. Это заставляет многих опускать руки и получать еще больший стресс.

Впрочем, бизнес-сообщество и само предпринимает меры в отношении клиентов. В феврале «Тинькофф-банк» запустил программу «скорой психологической помощи» клиентам, которые собираются переводить крупные суммы злоумышленникам. За прошедший год сотрудники банка уже смогли спасти для клиентов внушительную сумму в 21 миллиард рублей. «Некоторые клиенты будто впадают в транс, и вывести их из этого состояния дистанционно очень сложно. Мы стали отправлять к жертвам так называемые специальные бригады скорой антимошеннической и психологической помощи, чтобы «раззомбировать» их и остановить от потери денег», - рассказал заместитель руководителя Центра экосистемной безопасности «Тинькофф» Олег Замиралов.

«Раззомбировать», похоже, скоро придется многих. Как отмечает «Коммерсант» , цена получения информации о гражданах или, проще говоря, незаконного «пробива» возросла к 2024 году в 2,5 раза - до 44,3 тыс. руб. Речь о детализации разговоров абонента, а также банковской информации. Опрошенные изданием представители банковской индустрии заявляют, что свои тайны они хранят надежно.

Экспертов такой ответ не удовлетворяет: отмечая, что у противной стороны есть свои «методички», они призывают не принимать быстрых решений, не верить «руководителям» и даже созданным с помощью нейросети «друзьям». Директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин вспомнил в этой связи борьбу с пресловутым «спамом» в электронной почте, c которым обещал расквитаться Билл Гейтс, но спам по-прежнему часть нашей жизни.


Комментарии
  • Финам рекомендует

  • Моя лента


  • Темы

    СТРАТЕГИЯ
    НЕФТЬ
    BRENT
    ТРЕНД
    BR
    ИНВЕСТИЦИИ
    ФИНАМ
    ОБЗОР
    АКЦИИ
    ЯН АРТ