Второй после Путина. Владелец Telegram Павел Дуров дал интервью Такеру Карлсону

Создатель и владелец платформы Telegram Павел Дуров дал интервью американскому телеведущему Такеру Карлсону, став его вторым российским собеседником после президента России Владимира Путина. Карлсон - в прошлом звезда телеканала Fox, а сегодня владелец собственного канала на Youtube c почти двумя миллионами подписчиков.

Предваряя интервью Карлсон рассказал, что несмотря на популярность мессенджера Тelegram о его создателе Павле Дурове ничего неизвестно, и он хочет восполнить этот пробел. Интервью с предпринимателем прошло в Дубае, где Дуров живет постоянно. Дуров рассказал о своем мессенджере, давлении российских властей, неприятностях с ФБР, уважении к Илону Маску и о том, почему ему неинтересно владеть недвижимостью и самолетами.

https://cdn.finam.ru/images/publications/1641391/duroov_599ef8be54.png

Источник: YouTube-канал Tucker Carlson Об отношениях с властями

В 2011-2012 году мы стали испытывать первые трудности. Я верил в ценности свободного рынка, свободу собраний, и когда российская оппозиция стала использовать VK, чтобы организовывать большие протесты в России, когда 500 тысяч человек выходило на площади протестовать, и к нам обращались с просьбой блокировать эти собрания, я отказался. Мы в то время не поддерживали какую-то политическую силу, мы защищали свободу слова и свободу собраний, мы считали это правильным, однако власти такого мнения не придерживались.

В 2013 году аналогичная ситуация сложилась, когда VK начали использовать протестующие на Украине. Власти попросили нас предоставить данные об организаторах протеста, и мы сказали: «Это чужое государство, и мы не можем предавать наших украинских пользователей просто потому, что вы нас об этом попросили». Мы отказались и российским властям это снова не понравилось.

В конце того года я вынужден был принять сложное решение, у меня было два выхода: согласиться с требованиями властей или продать долю в компании и покинуть страну. Для меня это, конечно, было болезненно, компания была моим ребенком, я ее создал, вложил в нее свой талант и время. Но все, что я делал, - это не для того, чтобы стать богатым, я хотел стать свободным, и моя миссия состояла в том, чтоб другие люди тоже стали свободными. Мы хотим быть нейтральной платформой, которая не занимает ничью строну.

О Тelegram

Тelegram распространяется, как пожар в лесу. Два с половиной миллиона человек регистрируются каждый день. Мы тратим ноль долларов на маркетинг – мы никогда не платили за то, чтобы привлекать пользователей, в то время как наши конкуренты тратят десятки миллионов. Весь наш рост абсолютно органичен.

Людям нравятся наши продукты, мы знаем, что люди умны, они хотят обладать хорошими вещами… И когда человек начал использовать Telegram, он стал знакомиться с новыми возможностями: скорость, приватность, все, чем мы обладаем, - он уже не хочет отказываться от нас и рекомендует нас своим друзьям. Люди понимают, что все остальные приложения отстают от наших на пять-шесть лет. И их продукты не самые лучшие копии.

https://cdn.finam.ru/images/publications/1641391/Tg_9b5a766f9b.png

Источник: Freepik О работе в США

Когда мы оказались в Сан-Франциско, мы подумали: «Вот то место, где хочется быть, ведь здесь расположены все технологические компании». Но случились две вещи, которые заставили нас задуматься. Одна из них - после посещения офиса Twitter я был атакован прямо на улице, и это единственная страна, где со мной такое произошло. Трое здоровых парней пытались отобрать у меня телефон, пока я посылал сообщение. Я начал сопротивляться, чего они видно не ожидали. Была небольшая драчка, даже кровь пролилась, но мне удалось убежать. Для меня это был шок, после этого случая я подумал: «Может нам не надо рассматривать Сан-Франциско, а посмотреть на другие места в Америке».

Вторая вещь, которая меня больше нервировала, - это повышенное внимание со страны ФБР и силовых структур. В прошлый раз, когда я был в США, со мной был инженер, работавший на Telegram, и была попытка тайно завербовать его за моей спиной, предпринятая офицерами из подразделения кибербезопасности. Они хотели использовать его для внедрения кода в Telegram, который, по моему мнению, был такой «задней дверью». Для нас, создавших компанию, основанную на предоставлении приватности, это было не самое лучшее место для нахождения. Семь лет назад мы приехали в ОАЭ, хотели прожить здесь полгода, и это оказалось отличным местом, и нам не захотелось поменять его на что-то другое.

Первое - здесь легко делать бизнес. Можно нанять человека из любой страны: вид на жительство предоставляется моментально. Налоговая система, инфраструктура, аэропорты, отели. Потом, это маленькая страна, которая хочет дружить со всеми, и которая геополитически не состоит в союзе с супердержавами, и это лучшее место, где мы можем сохранять приватность наших юзеров и свободу их выражения.

О собственном финансовом благополучии

У меня нет собственной недвижимости, самолетов, земельных наделов. Главный приоритет для меня — это моя свобода. Как только ты начинаешь приобретать вещи, они тебя привязывают к какому-то месту. У меня нет никакого предубеждения против людей, покупающих недвижимость, но для меня это груз, и я хочу сосредоточиться на том, что мы делаем в Telegram. Если я куплю дом или самолет, я много времени потрачу, создавая уют. Я лучше будут принимать решения, которые повлияют на коммуникацию миллиарда человек, вместо того чтобы выбирать цвет стульев в доме, где буду жить только я или мои близкие.

Конечно, если быть совсем откровенным, мы занимали на рынке, выпускали бонды, были моменты, когда мы прибегали к заимствованиям. Но если говорить о компании, мы не отдавали никому контроля, мы верим в эффективность, и я считаю, что пока я единственный владелец - это помогает нам двигаться быстрее. Я также единственный продакт-менеджер и создаю все новые фишки для компании, работаю с каждым инженером и дизайнером, которые их разрабатывают.

О безопасности в сегодняшнее время

Я вполне уверен, что средства коммуникации, которыми я пользуюсь, возможно могут быть cкомпрометированы. Однако после того, что я испытал в США, у меня немного доверия к созданным там платформам. Когда вы говорите о приватности, «которая будет сохраняться», можно ли говорить, что у нас сегодня есть абсолютная приватность? Но я оптимист, я думаю, будут созданы средства коммуникации, которые будут гарантировать безопасность. У нас сейчас есть кошельки, например, для хранения криптовалюты, может у нас появятся подобные же девайсы для приватной коммуникации. Если сегодня все идет в одном направлении, это не значит, что в будущем все будет так же.

Об Илоне Маске

Мне нравится, что Илон купил Twitter. Мы подумали, что это хороший шаг по нескольким обстоятельствам. И главное - это инновации, которые делает сеть X. Что-то из этого может оказаться ошибкой, но некоторые сработают. Они пытаются изобретать, и это то, чего нам не хватало, если не считать Telegram и несколько других компаний, работающих на рынке на протяжении десяти лет. Большие игроки предпочитают копировать уже устоявшиеся модели, однако они - бледная копия того, что создаём мы.


Комментарии
  • Финам рекомендует

  • Моя лента


  • Темы

    СТРАТЕГИЯ
    НЕФТЬ
    BRENT
    ТРЕНД
    BR
    ИНВЕСТИЦИИ
    ФИНАМ
    ОБЗОР
    АКЦИИ
    ЯН АРТ