Миллионы долларов за чемоданы. Как авиакомпании и аэропорты теряют багаж пассажиров

Потеря чемоданов по вине перевозчика или работников аэропорта - одна из главных головных болей пассажиров. Особенно часто эта проблема возникает на стыковочных международных рейсах, которые обслуживают разные авиакомпании. Так, в 2022 году, который признали кризисным для индустрии воздушных перевозок, мировые авиакомпании потеряли рекордное за 10 лет количество багажа - 26,3 млн единиц.

Данных за 2023-й и тем более за 2024 год пока нет, но из разных частей света уже приходят как плохие, так и хорошие новости.

Finam.ru рассказывает, какие проблемы возникают с багажом в разных странах в 2024 году.

https://cdn-get-2.whotrades.com/u12/photo84DB/20298322236-0/blogpost.jpeg


Изображение от senivpetro на Freepik Россияне, вернувшиеся из ОАЭ, потеряли багаж

В середине апреля на Дубай обрушился мощный шторм, который затопил местный аэропорт и заставил перевозчиков отменять и переносить рейсы. Авиакомпания Emirates начала вывозить российских туристов 17 апреля, но их багаж не был доставлен сразу. Перевозчик планировал привести его через два-три дня.

Как пишет Tourdom.ru, почти две недели сотни промокших чемоданов провели в зоне потерянного багажа аэропорта Домодедово. Тим Кларк, глава Emirates, уже принес извинения и пообещал, что в ближайшие дни компания перевезет, отсортирует и вернет хозяевам более 30 тыс. чемоданов.

Случаи потери пассажирского багажа не единичные, а с 2022 года его стало еще сложнее найти и отследить российским перевозчикам. Как сообщал «Коммерсант», в июне 2022-го авиакомпаниям «Аэрофлот» и «Россия» закрыли доступ к международной системе поиска багажа World Tracer. В нее вносят данные о всех потерянных чемоданах, благодаря чему раньше их удавалось отыскать буквально за пару дней. После потери доступа к системе потерянный заграницей российский багаж может остаться там надолго.

Нью-Йоркский аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди стал самым проблемным в США

Согласно исследованию Forbes Advisor, 61% американских пассажиров считают потерю багажа самой стрессовой ситуацией в аэропорту и боятся потерять чемоданы.

Шестой по загруженности аэропорт в США имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке был назван самым проблемным, именно в нем багаж теряли чаще всего.

В период с 2013 по 2022 годы в этом американском аэропорту было подано в среднем 1,93 иска о потере имущества на каждые 100 тыс. внутренних путешественников и 1,48 иска о материальном ущербе на аналогичное количество пассажиров. При этом только 18,82% претензий о потере имущества были возмещены в полном объеме. Если посмотреть на авиакомпании, American Airlines возглавила список тех, кто чаще всего теряет или повреждает багаж в США. Из каждых 1000 чемоданов перевозчик неправильно обращается с 5,34 - показатель в 5% является самым высоким среди всех авиакомпаний, участвовавших в исследовании.

Японский аэропорт Кансай не потерял ни одного багажа за 30 лет

Международный аэропорт Кансай в Осаке держит мировой рекорд. Он был открыт в сентябре 1994 года и за 30 лет работы не потерял ни одного багажа по вине оператора аэропорта. В 2023 финансовом году Кансай обслужил около 10 миллионов единиц багажа. По данным SITA, разработчика систем, связанных с авиацией, базирующегося в Швейцарии, в 2022 году мировые авиакомпании неправильно обращались в среднем с 7,6 местами багажа на 1000 пассажиров.

Как пишет Nikkei Asia, именно в этот аэропорт будут прилетать посетители выставки Expo 2025 в Осаке. Судя по всему, багаж туристов в надежных руках. Объясняется этот феномен оперативной и слаженной работой сотрудников аэропорта, которые быстро выгружают чемоданы из контейнеров и тут же сортируют их по багажным биркам первого, бизнес- и эконом-классов. Кроме того, багаж проходит многоуровневую проверку. Сотрудники работают парами и полностью распределяют багаж примерно через 15 минут после прилета самолета. Типы и количество багажа в каждом самолете, а также информация о пассажирах, перевозимых транзитом, проверяются двумя или тремя работниками.

Сотрудники размещают чемоданы на конвейерных лентах таким образом, чтобы их ручки были обращены к пассажирам и их было легко поднять. Они также передают предметы, которые легко повредить, такие как музыкальные инструменты, коляски и лыжи, непосредственно пассажирам.

Такое качество обслуживания неоднократно получало международное признание. В рамках премии World Airport Awards 2024, присуждаемой британской исследовательской авиационной компанией Skytrax, аэропорт Кансай был назван лучшим аэропортом мира по доставке багажа. К настоящему времени аэропорт получал награду уже восемь раз. Руководство хочет сохранить этот рекорд, однако сделать это будет сложнее, поскольку в 2025 году Кансай примет примерно 37,33 млн пассажиров, в том числе гостей выставки Expo 2025. Для сравнения в 2023 году их было всего 13,99 млн человек.

На Бразилию приходится 98,5% судебных исков против авиакомпаний

Если судебное разбирательство с потерявшей багаж авиакомпанией является сложной и затратной процедурой во многих странах, то в Бразилии дела обстоят иначе. Там граждане могут подавать заявления в суды по поводу потерянного багажа бесплатно и без участия адвоката, а в 80% решения выносятся в пользу пассажиров.

По данным IATA, более 98,5% судебных исков против авиакомпаний в мире подаются в Бразилии. Каждый месяц бразильские авиакомпании сталкиваются с 8 тыс.-10 тыс. судебных исков, а международные перевозчики, работающие в стране, - с примерно 5 тыс. Пассажиры могут легко выиграть от 8 тыс. до 15 тыс. реалов, или от $1,6 тыс. до $3 тыс. По данным Abear, национальной ассоциации авиакомпаний страны, судебные иски обходятся бразильским авиакомпаниям по меньшей мере в 1 млрд реалов в год.

Однако в итоге такие решения оборачиваются против самих бразильских пассажиров. Международные компании все чаще отказываются летать в стране, что сокращает количество рейсов. Бразильская авиакомпания Azul также прекратила свою деятельность в небольшом северо-восточном штате Рондония после того, как, по данным компании, в 2023 году ей были предъявлены тысячи судебных исков. Кроме того, отсутствие помощи от государства в пандемию, инфляция, рост цен на топливо и судебных издержек приводят к стремительному росту цен на авиабилеты в стране. Так, в декабре 2023 года министр финансов Бразилии Фернандо Хаддад заявил, что стоимость авиабилетов в стране выросла на 65% за предыдущие четыре месяца.

Бразильские власти пытаются решить данную проблему с помощью создания новых регламентов, в которых будет поясняться, в каких случаях авиакомпанию можно привлечь к суду за ущерб, а в каких - нет. Также обсуждается вопрос предоставления обеспечения по кредитам для авиаперевозчиков. Возможно, со временем такие действия принесут плоды. Однако пока стране предстоит большая работа по наведению порядка в авиационной отрасли.

Даже в одной отрасли компании в разных странах могут приносить различную доходность. Это открывает хорошие перспективы для инвесторов. Подберите себе актуальную инвестиционную стратегию с идеальным балансом между риском и ожидаемой доходностью.


Комментарии
  • Финам рекомендует

  • Моя лента


  • Темы

    СТРАТЕГИЯ
    НЕФТЬ
    BRENT
    ТРЕНД
    BR
    ИНВЕСТИЦИИ
    ФИНАМ
    ОБЗОР
    АКЦИИ
    ЯН АРТ