SamaraInvestPark

Lav200575
Онлайн
был 10 сентября
Регистрация
26 марта 2010
Пол
Мужской

Интересы

Технический анализ
Фундаментальный анализ
Российские акции
Срочный рынок
Зарубежные рынки
Инвестиционный портфель

-1
21 ноября 2019, 17:00

Выступление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы РФ

Традиционно рассмотрение Основных направлений в Думе выходит за рамки только денежно-кредитной политики. Действительно, денежно-кредитная политика создает условия для развития. И я считаю правильным говорить и о том, каким образом мы достигали своей цели в прошедший период, и о том, как будем достигать ее в будущем. И возможно, даже более важно, какие плоды приносит экономике низкая инфляция, как влияет на развитие финансовой системы.
 
Я начну с экономической ситуации.
Экономический рост в этом году оказался скромнее ожиданий. Но сейчас экономика ускоряется, в III квартале она выросла на 1,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Рост поддерживают хороший урожай, торговля и ускорившиеся расходы бюджета. Напомню: задержка в бюджетных расходах оказала сдерживающее влияние как на рост в первом полугодии, так и на более быстрое снижение инфляции. Сейчас бюджетная политика, по нашим оценкам, из сдерживающей рост становится поддерживающей его.
 
Со своей стороны, чтобы создать условия для экономического роста, Центральный банк обеспечивает ценовую и финансовую стабильность. Это задает условия ведения бизнеса не только сегодня, но и завтра. Бизнес-планы компании составляют не на квартал или на год, а на несколько лет вперед. И низкая инфляция – это одно из ключевых условий для бизнес-планирования.
 
Наша денежно-кредитная политика, вы прекрасно это знаете, направлена на удержание инфляции вблизи цели 4%, и мы управляем ключевой ставкой в зависимости от того, какой видим прогноз, его факторы и риски.
Год назад, когда я выступала перед вами с Основными направлениями, мы проходили фазу борьбы с возросшими рисками ускорения инфляции. В течение года росли цены на бензин, было неспокойно на внешних финансовых рынках, мы также ожидали повышения цен вслед за изменением НДС в начале 2019 года. Тогда мы дважды повысили ставку, чтобы обеспечить быстрое возвращение инфляции к цели. Всего мы повысили ставку на 0,5 процентного пункта. Но с тех пор, по мере того как инфляционное давление уменьшилось, мы снизили ставку уже на 1,25 процентного пункта.
 
В результате превентивных действий всплеск инфляции оказался относительно небольшим, до 5,3%. Затем инфляция постепенно приблизилась к нашему целевому значению 4% и по итогам года будет на уровне 3,2–3,7%.
Более быстрое снижение инфляции произошло во многом из-за задержки в бюджетных расходах – мы закладывали эти расходы в свой прогноз, это влияло на наши решения по ставке. И если бы мы понимали реальный график расходования, то, возможно, могли бы раньше приступить к снижению ключевой ставки. Сейчас мы видим догоняющий рост расходов. И если жесткость бюджетной политики определять через ненефтегазовый дефицит, то по федеральному бюджету он снизился существенно – с 6,4% ВВП в октябре 2018 года до 5,1% ВВП в августе текущего года. И только к концу года, мы видим, он выйдет на запланированный уровень 5,9–6%.
Так как через бюджет реализуется около четверти совокупного спроса, равномерность бюджетных расходов важна для того, чтобы денежно-кредитная политика эффективнее достигала своих целей. Этот год действительно был переходным периодом – периодом подстройки к увеличению НДС и к разворачиванию нацпроектов.
 
Наш прогноз на следующие три года показывает, что инфляция будет находиться на цели на всем прогнозном периоде, а темпы роста экономики будут постепенно увеличиваться.
Сейчас наша ставка составляет 6,5%. Это самое низкое значение с середины 2014 года. Важно, что ставка снижалась не за счет разгона инфляции, а на основе ее снижения, вслед за ней двигались и ставки по кредитам. Сейчас ставки по кредитам ниже, чем они были в 2013 году, когда ключевая ставка была 5,5%.
 
В мире в целом сейчас рост инвестиций существенно замедлился. И заметьте, это происходит при рекордно низких ставках по кредитам во многих странах. Инвестиции падают не потому, что кредит недоступен, а потому, что выросла неопределенность перспектив развития, глобального спроса на фоне торговых противоречий. Мы периодически слышим предложения сделать ставки ниже, даже сделать их отрицательными, как в Европе, чтобы росло кредитование и ускорился экономический рост. Но от того, что ставки станут отрицательными, причины, которые мешают инвестициям, не исчезнут. И в большинстве стран, которые прибегли к отрицательным ставкам, кредитование не выросло, а в ряде случаев даже замедлилось.
 
Но то, насколько наша экономика устойчива к изменению внешних условий, насколько здорова наша финансовая система, – это, конечно, напрямую влияет на инвестиции и на экономический рост. Финансовая и ценовая стабильность – это первые (если хотите, «нулевые») условия для экономического роста.
Мы осознаем, что внешние обстоятельства вряд ли станут более благоприятными: мировая экономика замедляется, это может привести (и уже приводит) к снижению цен и спроса на наши экспортные товары, торговые войны не утихают. Но наша цель – не дать этим обстоятельствам мешать развитию нашей страны.
 
Что мы делаем для обеспечения финансовой стабильности?
 
Первое – финансовые организации, банки прежде всего, должны быть устойчивыми и должны иметь запас прочности. На это направлена наша политика по оздоровлению и очищению банковского сектора.
 
Второе – это накопление резервов и изменение их структуры.
Как вы помните, в кризисный период 2014 года справиться с шоками нам помогли накопленные резервы: благодаря им мы смогли в том числе запустить валютное рефинансирование, чтобы помочь нашим компаниям спокойно выплачивать внешние долги, когда для многих из них закрылись внешние рынки. В этом году международные резервы увеличились дополнительно на 72 млрд долл. США. При этом с начала 2018 года мы достаточно сильно изменили структуру наших резервов, снижая долю доллара. Это дает нам большую защиту, больше уверенности в любых экономических и геополитических обстоятельствах.
 
Третье – это защита от изменения нефтяных цен и других внешних факторов.
Ее нам обеспечило сочетание плавающего валютного курса и бюджетного правила.
Ликвидная часть ФНБ превысит 7% ВВП, и Правительство обсуждает, как распорядиться этими деньгами. Мы рассчитываем, что будет выбран вариант, когда сохранится стабилизирующий, важнейший эффект бюджетного правила.
 
Четвертое – дедолларизация банковской системы. Мы все видели, как большие валютные обязательства при изменении внешних обстоятельств могут превратиться в проблему. Последние годы мы последовательно проводили политику девалютизации через регулирование. Валютизация кредитов предприятиям снизилась с почти 40% в 2015 году до 24,5% сейчас.
 
Одновременно растет доля расчетов в национальных валютах с основными торговыми партнерами, что также защищает нас от рисков, связанных с долларом.
Подытоживая часть моего выступления, посвященную денежно-кредитной политике, я хотела бы сказать: по нашей оценке, мы находимся в лучшей, чем когда-либо, форме с точки зрения ценовой и финансовой стабильности, а Правительство аккумулировало достаточно ресурсов для того, чтобы реализовать программу развития. И это база для так необходимого ускорения темпов экономического роста.
 
Анонимные комментарии запрещены
 
 
© 1994—2020 "ФИНАМ"
АО «ФИНАМ». Лицензия на осуществление брокерской деятельности №177-02739-100000 от 09.11.2000 выдана ФКЦБ России без ограничения срока действия.
АО «Банк ФИНАМ». Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-02883-100000 от 27.11.2000 выдана ФКЦБ России без ограничения срока действия.

Информация, публикуемая пользователями на сайте (в блогах, комментариях, чате, сообществах и т.д.) является личным (субъективным) мнением, суждением или выражением конкретного пользователя и не может являться основополагающей для принятия инвестиционных решений (покупки и/или продажи ценных бумаг) или побуждающей совершить какие-либо юридические или фактические действия. Администрация сайта не несёт ответственности за принятые решения, основанные на такой информации, а также в случае если такая информация направлена на возбуждение ненависти и/или вражды по отношению к каким-либо группам лиц, народам каких-либо национальностей, расам и каким-либо другим социальным группам и категориям лиц.

 

Настройка подписки