Виталий Чарахчян

Vitaliy_Charakhchian
Онлайн
был 15 сентября
Регистрация
13 марта 2013
Пол
Мужской

Интересы

Фундаментальный анализ
Российские акции
Срочный рынок
Инвестиционный портфель

0
13 марта, 13:11

Как оценивать влияние новостей на биржевые котировки

Мы занимаемся доверительным управлением и используем портфельные технологии инвестирования на российском рынке акций. Работа с инвестиционным портфелем подразумевает оптимальную диверсификацию активов в нём, но не предостерегает от резких ценовых колебаний рынка, лишь помогая их сгладить.

Для того, чтобы защитить свой инвестиционный портфель от резкого снижения вследствие возникновения непредвиденных факторов, т.н. "Черных лебедей", или, наоборот, подготовится к ожидаемым событиям, мы провели исследования влияния информации на поведение инвесторов. 

Исследование охватывает лишь российский рынок акций в период с 2014 г. по ноябрь 2017 г. Такой промежуток времени нам кажется достаточно репрезентативным и, что не менее важно, охватывает период нового состояния российского финансового рынка - введение санкций, резкий отток, а затем приток иностранного капитала, ведение войн, падение роста ВВП и другие чрезвычайно важные в жизни страны и нашего фондового рынка события. 

Результаты исследования будут изложены в нескольких сериях: от общего к частному. Итак, начнём.

Глава 1. Как подступиться к анализу влияния информации на котировки.

Колебания цен на глобальных финансовых рынках неразрывно связаны с изменениями огромного количества факторов, влияющих на национальные экономики, отрасли и бизнес компаний-эмитентов. На протяжении длительных периодов времени можно проследить, что более всего на финансовые рынки влияют глобальные тренды как по отдельным отраслям, так и по макроэкономическим показателям.

Определить действующий тренд на каком-либо рынке возможно лишь по истечении определенного промежутка времени. Вместе с тем, установить точную дату и причину возникновения нового тренда или прекращения старого крайне сложно. Нередко такими причинами становятся фундаментальные изменения в отраслях экономики, правил регулирования или неожиданные и важные изменения в политическом пространстве.

Средства массовой информации постоянно отслеживают события, которые можно отнести к вышеуказанным категориям. Редакции СМИ публикуют множество материалов авторов, пытающихся раскрыть содержание того или иного явления, которое оказало существенно влияние на динамику финансовых рынков. 

Проблема влияния информации на тенденции фондового рынка в целом и на динамику котировок ценных бумаг – одна из наименее изученных в теории инвестиций. Для анализа воздействия информации, представленной СМИ, на динамику рыночных котировок будем руководствоваться понятием «информационный фактор финансового рынка» (далее «информационный фактор»). 

Информационные факторы, основывающиеся на фундаментальных данных, обладают различной степенью влияния на динамику биржевых котировок. Кроме того, само определение термина «информация» является одним из самых дискуссионных в мире. Оно может иметь разные значения в зависимости от той области, где применяется. В условиях развития информационных технологий и процессов оцифровки всё большего массива знаний и фактов становится крайне важным развитие теоретической основы того, что понимается под информацией. 

Несмотря на то, что в научной плоскости с информацией как с предметом исследования работают две дисциплины: информатика и кибернетика, информация с различных позиций изучается практически в любой области человеческой деятельности. В рамках настоящего исследования воспользуемся определением термина «информация», закрепленным в международном стандарте ISO/IEC 2382:2015.[1] Согласно ему, информация – это знания относительно фактов, событий, вещей, идей и понятий, которые в определённом контексте имеют конкретный смысл. Данное определение удовлетворяет требованиям проведения событийного анализа финансового рынка.

Рассмотрение проблемы влияния информации на поведении инвесторов неразрывно связано с теорией эффективного рынка. По гипотезе информационной эффективности рынка, абсолютно информационно-эффективный рынок предполагает, что информация не может влиять на принятие инвестиционного решения, с целью получения сверхприбыли: на эффективном рынке котировки ценных бумаг соответствуют их истинной стоимости, то есть равновесной цене, которая отражает полную информацию.[2] Согласно данной теории, существуют три варианта воздействия информации на рынок ценных бумаг:

  • Слабая форма – цены отражают всю информацию, которая получена в результате изучения статистики и уже заложена в стоимость акции;
  • Квазисильная форма – доступная информация, которая отражает перспективы развития компании и играет роль в изменении стоимости акции;
  • Сильная форма – цены отражают информацию, доступную инсайдерам, информация является основной в плане изменении тенденции на фондовом рынке.

Полностью эффективный рынок является реализацией идеи о максимально свободной конкуренции. Достижение сильной формы эффективного рынка означает, что все инвесторы имеют абсолютно равные условия. Одновременно это означает и минимизацию затрат инвесторов на преодоление информационной асимметрии.

Средства массовой информации (СМИ), конкурирующие друг с другом за право первым предоставить последние новости фондового рынка и выпускающие в медиа-пространство постоянные сообщения и состоянии биржевых торгов, тем самым сами включаются в состав биржевой деятельности. Сенсационными новостями и заявлениями о новых рекордах рынка они стараются привлечь внимание публики. В свою очередь инвесторы, получающие большое количество новой информации о биржевом рынке, оказываются не в силах оценить и обработать все информационные сообщения со стороны СМИ. Это приводит к упрощенному восприятию информации и повышению значения ее эмоциональной оценки.

В условиях нестабильности, как правило, информация о событии, которого никто не ожидал в данный момент, возникает пост­фактум, и оказывает доминирующее влияние на финансовые рынки.

Такие события определяют стоимость финансовых инструментов на рынке, причем эта стоимость не отражает экономической сути и справедливой цены, что делает рынок неэффективным в средней форме.

Как было рассмотрено выше, информационные факторы порождаются различными событиями. Такие события можно разделить на следующие классы:

  • Корпоративные события: новости о слияниях и поглощениях, результаты финансовой отчетности, новости о достижениях и новациях, изменения в системе корпоративного управления.
  • Макроэкономические события: публикацию изменений регуляторной политики (изменения ключевой ставки ЦБ РФ и ключевой ставки ФРС США), изменение суверенного рейтинга, волатильность цен на нефть марки Brent.
  • Политические события: итоги парламентских выборов, инициирование законопроектов, проведение международных саммитов, объявление начала и окончания военных кампаний.
Ссылки:

[1] ISO/IEC 2382:2015 Information technology — Vocabulary. [Электронный ресурс]: URL: В режиме доступа: https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso-iec:2382:ed-1:v1:en / (дата обращения 09.01.2018)

[2] Read C. Bachelier, Samuelson, Fama, Ross, Tobin and Shiller. The efficient market hypothesists. Hampshire: Palgrave Macmillan, 2013. C. 156

 
Анонимные комментарии запрещены

Наверх

 
 
© 1999—2018 АО "ФИНАМ"
Лицензия на осуществление брокерской деятельности №177-02739-100000 от 09.11.2000 выдана ФКЦБ России без ограничения срока действия.

Информация, публикуемая пользователями на сайте (в блогах, комментариях, чате, сообществах и т.д.) является личным (субъективным) мнением, суждением или выражением конкретного пользователя и не может являться основополагающей для принятия инвестиционных решений (покупки и/или продажи ценных бумаг) или побуждающей совершить какие-либо юридические или фактические действия. АО «ФИНАМ» и администрация сайта не несёт ответственности за принятые решения, основанные на такой информации, а также в случае если такая информация направлена на возбуждение ненависти и/или вражды по отношению к каким-либо группам лиц, народам каких-либо национальностей, расам и каким-либо другим социальным группам и категориям лиц.

 

Настройка подписки