delitsin2020

delitsin2020
Онлайн
сейчас на сайте
Регистрация
26 апреля 2020
Пол
Мужской

0
28 августа, 22:35

Facebook ещё поработает на Global IT

Зарина Саидова, аналитик ФИНАМ,  обновила рекомендацию "покупать" акции компании Facebook  и подсчитала, что акции принесли владельцам 26,6% с момента её предыдущего обзора, который вышел в начале мая (https://www.finam.ru/international/imdaily/pandemiya-ne-meshaet-procvetaniyu-facebook-20200824-115012/). 

С того момента эти акции и были приобретены для нашего портфеля. Сейчас  на акции Facebook приходится 15% портфеля Global IT - больше, чем на акции любой другой компании. Правда, по абсолютной сумме прибыли, Facebook в нашем портфеле находится на третьем месте, после Apple и SalesForce (которая была продана на стоп-лоссе в момент снижения на 5% от пика, но всё хорошо на нас поработала, поскольку на новости о включении в Dow Jones и публикации квартальных результатов выросла на 26%. Поблагодарим аналитика ФИНАМ Игоря Додонова, твёрдо рекомендовавшего "покупать" SalesForce. Эта рекомендация  удерживала нас от преждевременной продажи этих акций - об этом я уже писал в одной из первых записей в этом блоге). При удобном случае, возможно, мы снова введём SalesForce в портфель.

Без особо глубокого анализа я рассчитываю, что Facebook существенно вырастет, поскольку очень уж её тормозили на борьбе с фейковыми новостями. Недавний бойкот сотен рекламодателей, от которого соцсеть даже не расчихалась, лишь проявил её жизнестойкость. Кроме того, посмотрев рейтинги соцсетей у нашей собственной, российской аудитории, я был поражён, насколько популярны у нас WhatsApp и Instagram - нашим местным лидерам рынка было нечего им противопоставить. Сам-то Facebook они отразить сумели, но он обошёл защиту с фланга при помощи новых проектов.

Зарина  Саидова отмечает, что социальная сеть Facebook остаётся самой популярной в мире, а её аудитория составляет 2,7 миллиарда человек. На днях мне пришлось использовать статистику этой компании при обсуждении перспектив наших отечественных лидирующих Интернет-компаний, и кое-что показалось мне интересным и важным.

Вот, например, динамика роста  MAU, количества пользователей Фейсбука,  проявлявших активность в течение месяца, опубликованная агрегатором Statista. Нет, я не большой поклонник данных агрегаторов, поскольку они не указывают источники, откуда берут данные, но признаю, что это быстро и удобно. Итак, смотрим на картинку.


Рис. 1. Количество активных пользователей Facebook за месяц с 2008 по 2020 гг.

(Источник: https://www.statista.com/statistics/264810/number-of-monthly-active-facebook-users-worldwide/ )

Вполне очевидно, что аудитория социальной сети Facebook продолджает расти линейно. 

За время, прошедшее с момента IPO компании Facebook, её аудитория увеличилась почти в три раза. За счёт чего?

Если бы аудитория Facebook была ограничена населением Соединённых Штатов Америки (328 млн. чел.) то её рост прекратился бы в начале 2010 года. Однако уже в мае 2012 года, в момент IPO, компания предъявила около миллиарда пользователей, благодаря глобальной аудитории. Глава Facebook, Марк Цукерберг не просто использовал естественный рост Интернета, но и пытался стимулировать его при помощи бесплатного доступа к Сети, который предоставлял в рамках проекта Internet.org. Хотя эта инициатива по сути провалилась, она иллюстрирует саму важность органического роста, избавляющего Facebook от острой конкуренции с другими игроками рынка онлайн-коммуникаций.

Взглянем теперь на данные Международного Союза Электросвязи о глобальной аудитории Интернета. Хотя трудно сказать, что эти данные на самом деле означают, поскольку они агрегируют статистику Министерств связи стран членов ООН, а каждый считает интернетчиков по-своему, я готов им довериться (тем более, что они хорошо ложатся на построенный мной с коллегой несколько лет назад прогноз :) Глобальное проникновение Интернета тоже растёт линейно, и едва перевалило за 50%. Потенциал роста ещё велик - развивающиеся и слабо развитые страны пока охвачены не полностью. 


Рис. 2. Динамика глобального проникновения Интернета в 1990-2018 гг.
( Источник: https://www.itu.int/net4/ITU-D/icteye/#/topics/2001 )

В России наблюдается совершенно иная картина. Строго говоря, она никем больше особенно тщательно и не наблюдается, поскольку заработать на её измерении не удастся. Бизнес пришёл к выводу, что Сетью охватили всех, кого было только можно, и рост прекратился. Вот данные мониторинга Фонда "Общественное мнение", который, похоже, прекратил регулярные замеры ещё в 2018 году.

Рис. 3. Доля пользователей Интернета в населении России по данным опросов ФОМ.

(Источник: https://fom.ru/SMI-i-internet/13999 )

На самом деле российский Интернет продолжает неспешно расти. Зимой 2020 года лишь 21% населения ответили на ФОМ, что не пользовались Сетью. А ранее, зимой 2018 года такой ответ давали 28%.

По данным ФОМ 79% совершеннолетних россиян используют Интернет. По данным Mediascope полная аудитория составляет 95,4 миллионов человек. Это здорово, но это всё же не 2,7 миллиарда пользователей Фейсбука. Этап органического роста неохваченных Сетью россиян закончен, и статистика показывает фактически скорость замещения пожилых поколений молодыми россиянами, достигающими совершеннолетия и попадающими в выборку.

По этой причине драйвером роста российского рынка интернет-рекламы является сейчас не рост аудитории, а увеличение её опыта использования Сети, переток рекламных бюджетов из традиционных медиа и новые формты (видео и мобильная реклама).

А вот время аудитория глобального рынка, где работает главный конкурент Facebook, продолжает расти по мере подключения к Интернету населения Восточной Азии и Африки. Facebook работает на более лёгком, органически растущем рынке! Ему пока не надо тузиться с другими интернет-гигантами из-за доставки еды или разорять таксистов.

Несколько лет назад я посмотрел при помощи Alexa региональные рейтинги популярности всех стран. Facebook оказался самым популярным проектом в каждой третьей стране. В остальных лидировал Google.

Американцы составляют лишь 12% зарегистрированных пользователей Facebook, однако они пользуются соцсетью активнее, чем жители других стран, поэтому в показателях реальной активности их доля выше — около четверти. 

 

Рис. 4. География использования Facebook на десктопах по данным SimilarWeb. На американскую аудиторию приходится лишь 23,47% полной. А вот у российского Mail.Ru отечественная аудитория составляет около 80%.

(Источник: https://www.similarweb.com/website/facebook.com/#overview )

По данным Интернет-счётчика SimilarWeb на долю американцев приходится 23,47% десктопной аудитории Facebook, вторым по величение источником пользователей является Бразилия (4,47%), третьим — Великобритания (3,88%), которой почти не уступает Вьетнам (3,71%).

А данные статистического инструмента Alexa, принадлежащего Amazon.com, охватывают и мобильные устройства доступа, и показывают, что 9,4% аудитории Facebook проживает в Индии, 5,3% - в Японии. Если бы Facebook был разрешён в Китае, то, вероятно, ещё 10-15% аудитории составляли бы жители этой страны.

Данные агрегатора Statista и вовсе утверждают, что индийских пользователей социальной сети больше — их 290 миллионов, в то время как американцев — лишь 190 миллионов. Кроме того, Facebook пользуются 140 миллионов индонезийцев, 130 миллионов бразильцев, 89 миллионов мексиканцев и 76 миллионов филлипинцев. Упомянутый ранее Вьетнам даёт ещё 64 миллиона человек, и т.п

Facebook — продолжает глобальную экспансию. Причина роста выручки и рыночной капитализации Facebook заключается не только в растущей отрасли, но и в расширении за пределы локального рынка.

По этой причине реальную опасность для Facebook создаёт лишь китайский мессенджер TikTok, который отбирает у него самую младшую часть аудитории непосредственно на американской территории. Правда, теперь TikTok, скорее всего окажется во владении Microsoft и Walmart - но оба гиганта имеют добрую традицию  растворять подобные проекты внутри себя (как Jet.com), а то просто мирно их усыплять.

Итак Facebook, атакуют национальные и региональные рынки, а «национальные чемпионы», обороняют от этой атаки свою лояльную аудиторию. В итоге аудитория Facebook продолжает органический линейный рост, а национальные чемпионы становятся на его фоне всё меньше и незаметнее.

Рис. 5. География использования Facebook на десктопах по данным Alexa. Подчеркнём, что на США приходится лишь 24,4% аудитории. 

В этом году мы наблюдаем бум в акциях Яндекса, а летом - и признание отечественными инвесторами Mail.Ru. Рынок признал эти компаниями "национальными чемпионами". И всё же... фактически они занимают оборонительную позицию. Пока они не предъявили какой-нибудь свой TikTok, для спасения от которого пришлось вызывать Дональда Трампа. А Facebook наступает по всему миру, постепенно выкуривая национальных чемпионов из их нор, заходя если не через основной сервис, так через WhatsApp и Instagram.

Остановить его могут только прямой запрет, как в Китае, или антимонопольные процессы. Но об этом пусть голова болит у лидеров стран, которые должны заботиться о  развитии собственной экономики.  

Так что даже и без глубокого экономического анализа я считаю, что Facebook ещё хорошо поработает на наш портфель. А про квартальные результаты, опережающие прогнозы,  можно почитать в обзоре Зарины Саидовой.

Обзор Зарины Саидовой: https://www.finam.ru/international/imdaily/pandemiya-ne-meshaet-procvetaniyu-facebook-20200824-115012/ 
Анонимные комментарии запрещены
 
 
© 1994—2020 "ФИНАМ"
АО «ФИНАМ». Лицензия на осуществление брокерской деятельности №177-02739-100000 от 09.11.2000 выдана ФКЦБ России без ограничения срока действия.
АО «Банк ФИНАМ». Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-02883-100000 от 27.11.2000 выдана ФКЦБ России без ограничения срока действия.

Информация, публикуемая пользователями на сайте (в блогах, комментариях, чате, сообществах и т.д.) является личным (субъективным) мнением, суждением или выражением конкретного пользователя и не может являться основополагающей для принятия инвестиционных решений (покупки и/или продажи ценных бумаг) или побуждающей совершить какие-либо юридические или фактические действия. Администрация сайта не несёт ответственности за принятые решения, основанные на такой информации, а также в случае если такая информация направлена на возбуждение ненависти и/или вражды по отношению к каким-либо группам лиц, народам каких-либо национальностей, расам и каким-либо другим социальным группам и категориям лиц.

 

Настройка подписки