Ест за четверых, работает за семерых. Фейсбук.

Нахваливая Facebook, на который приходится сейчас 15% портфеля в стратегии Global IT, я не упомянул один показатель, который интригует меня много лет. Сегодня я, наконец, собрался систематизировать данные... и обнаружил, что их давно систематизировали и без меня. Дело в том, что в далёкие 90-е, во времена первой российской баннерной сети Спутник, над которой я работал с двумя другими людьми, меня ошеломила наша малая эффективность в сравнении с крупнейшей в мире сетью DoubleClick. Эта компания провела IPO в 1998 году и десять лет торговалась вплоть до 2008 года, когда Google приобрёл её за 3 миллиарда долларов. По сравнению с эффективностью труда DoubleClick, крутившего баннеры по всему миру, наша эффективность была лиллипутской. А программист DoubleClick рядом с нами выглядел Гулливером - он приносил компании на порядок больше выручки. Но ведь у меня тоже были неглупые ребята, один уже был аспирантом в Силиконовой Долине, второй потом создал собственную компанию, которая занимает прочное место в своей нише, он тоже давно уже на другом континенте. С тех пор я всегда обращал внимание на этот показатель производительности труда: годовую выручку компанию, делённую на число сотрудников. Например, у Яндекса годовая выручка 175 миллиардов рублей, в компании трудится более 10 тысяч сотрудников. Разделить одно на другое можно даже в  уме. Получается 17,5 миллионов рублей или 236,5 тысяч долларов на сотрудника. А, к примеру, Почта России выручила за год 206 миллиардов рублей, но там работает 351 тысяча человек. Выручка - не намного больше, чем у Яндекса, а людей в 35 раз больше. Кстати, и в других странах почтовых работников очень много, а выручка невелика. Отсюда, конечно, пока не следует, что Почта не станет любимицей фондового рынка, если начнёт торговаться. И всё же взгляем с этой точки зрения на Facebook. Сотрудников там 52 тысячи - в пять раз больше, чем в Яндексе. Выручка - 75 миллиардов долларов - в 30 раз больше, чем у Яндекса. Производительность труда - 1,44 миллиона долларов на человека. В рублях это было бы 106,6 миллионов.  Калькулятор говорит, что сотрудник Facebook в шесть и одну десятую раз производительнее сотрудника одной из самых эффективных наших компаний. Кого-то это напоминает! Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых; До́ светла всё у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, всё заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит. (Бессмертный текст взят из Русской виртуальной библиотеки Евгения Горного: https://rvb.ru/pushkin/01text/03fables/01fables/0796.htm ) Да, Балда  ест за четверых, но поп-то явно не в накладе. Мой сокурсник, работающий сейчас в нефтесервисной компании в Хьюстоне, как-то сказал мне, что благодарен Facebook, Uber и Google, которые сманили высокими окладами всех молодых умников, так что и для возрастных программистов есть работа. Но может быть, так вообще во всех IT-компаниях? Оказывается - нет, Facebook - на третьем месте в секторе. Приведу диаграмму составленную компанией Craft.co для IT-компаний.
https://pix-media.priceonomics-media.com/blog/1405/largestcompaniescraft.png

Источник: https://priceonomics.com/what-company-has-the-fastest-growing-revenue-per/ Лидер эффективности - компания Apple, за ней идёт Digital Realty, строитель дейта-центров. (Надо отметить, что Craft.io даже исключила из своих рейтингов компании индустрии недвижимости, в связи с аномально большой выручкой на сотрудника. По-видимому, из-за недвижимости Digital Realty, работающая на стыке недвижимости и IT, потому и оказалась в рейтинге так высоко). Добавим, что Craft.io обнаружила очень низкую выработку на сотрудников IT-консалтера, таких как Accenture (90 тыс. долл.) и Cognizant (57 тыс. долл.). На сотрудника McDonalds приходится 100 тыс. долл., а на сотрудника Chipotle Mexican Grill - 66, что, конечно, заставляет задуматься, в каких странах сейчас реально находится основная масса IT-консультантов. При этом с акциями Cognizant всё в порядке, а акции Accenture растут так, что постоянно на них облизываюсь. Иными словами, для консалтеров такая ситуация - нормальная.  И всё же 1,5 миллиона выручки на сотрудника Facebook что-то, да означают. Такая выручка характерна не для сектора технологий (где в среднем на работника-американца приходится 630 тыс. долл. выручки), а для энергетики ($1,45M/человека) или коммунального хозяйства ($1,8M/человека). В этом смысле слова Грефа о том, что данные - это новая нефть, можно понимать буквально. Бизнес Facebook - это не IT-сервисы, где трудятся консалтеры из Accenture. Это бизнес, где работают своего рода "буровые установки" или "платформы" - сами алгоритмы, а не учтивые ребята в галстуках. С моей точки зрения высокий относительно других компаний показатель "revenue per employee" (rpe) очень сильно связан с глобальной экспансией Facebook. То же касается и Apple, чей iPhone давно уже не просто гаджет, а часть культуры. (На акции Apple приходится 12,9% нашего портфеля). Сотрудник Facebook работает за четверых не только потому, что такой умный, но и потому что работает на большом и органически растущем рынке.
FACEBOOK

Комментарии
  • Финам рекомендует

  • Моя лента


  • Темы

    СТРАТЕГИЯ
    НЕФТЬ
    BRENT
    ТРЕНД
    BR
    ИНВЕСТИЦИИ
    ФИНАМ
    ОБЗОР
    АКЦИИ
    ЯН АРТ