Можно ли считать Virgin Galactic инвестицией?

Уходящий поезд, или же Икар, поднявшийся слишком высоко?

Я долгое время не хотел писать об этой компании, чтобы не создать лишнего хайпа вокруг итак уже супер-хайповой бумаги. И, кажется, уже больше половины тех кого я знаю и кто инвестирует, купили акции бизнесмена-бунтаря Ричарда Брэнсона. В общем, накипело. Решил, поделиться с вами)

Спойлер: я не покупал, и SPCE нет ни в одном из моих портфелей, сейчас вкратце расскажу почему.
Кстати и это не инвестиционная рекомендация, вы вправе делать со своими деньгами все, что захочется)



https://files.comon.ru/4wupfq5atpldhaii1ietxerr1442kwan8x5oztnpxiop5iap1l.png


Молодые компании с большими перспективами

Что хочет рядовой инвестор? Найти будущий Microsoft или Apple. Вложиться в маленькую быстрорастущую компанию и заработать на ней 300-500-1000% за небольшой промежуток времени (3-4 года думаю край небольшого промежутка).

И, только начав инвестировать, они начинают искать компанию "которая взлетит", или же "которая хорошо растет".

Однако они не всегда понимают, что рост курса акций может абсолютно разниться с ростом самой компании. Взять опять-таки Брэнсона - да, он молодец. Он бунтарь и тусовщик, лицо компании Virgin. Я сам прочел три его книги и мне нравится ход его мыслей. Теперь он сделал корабль, который, вероятно, откроет новое направление - "космический туризм". В итоге - одна новость, что он станет первым астронавтом взрывает курс акций и они летят в небеса.

Но разве что-то изменилось в компании? Они начали продавать что-то и зарабатывать? Нет.

Если посмотреть на отчетность компании, то мы увидим следующее:

https://files.comon.ru/1v2dmmi2vpkd80lgmcx9pgtxnjseot41hyawri450ycv6t2fp3.png


У компании вообще нет никакого дохода. Ноль.

Да, я понимаю, что перспектива полетов есть, продажи в будущем будут. Но когда? Первый полет запланирован на конец сентября и билет будет стоить около 400 000$. Чтобы закрыть квартальные убытки в 100 млн долларов нужно успеть "покатать" минимум 250 человек за квартал. И, это чтобы выйти в ноль. Но, бизнесу нужно зарабатывать, не всегда же только обещаниями кормить инвесторов. Увидим ли мы сразу такой прирост? Успеет ли корабль Virgin сделать нужное количество полетов?

И, не забывайте, что расходы, которые мы видим, они без учета частых полетов. С появлением новых клиентов и затраты будут расти.

Смотрим на финансовый баланс:

https://files.comon.ru/iwhtbx5kpg6kgs4dzyym259s8y1oor2cstvnh7qfb8xumawam.png


Активов становится все меньше и меньше. Без выручки другой картины и не увидеть. Акции этой компании просто реагируют на новости. Новость вышла - все побежали покупать, интерес остыл - все продают. Очередной вброс - акции пошли вверх, сейчас, акции опять приходят к средней отметке.

Хайп и разумные вложения

Постоянный читатель может со мной поспорить и сказать, а зачем же ты тогда покупал Tesla, разве это не хайп?

Я покупал эти акции в 2018м и 2019-м году, когда компания уже продавала автомобили и их выручка уже тогда была более 20 млрд $ в год (у Virgin сейчас - ноль). И, хоть и было отсутствие чистой прибыли, рост выручки был значительным из года в год, а также росли и активы компании. Что говорило о том, что компания растет хорошими темпами.

И, при цене 60$ (моя средняя цена до сплита) - мне казалось вполне разумным разместить 5-7% капитала в Tesla. А потом, при росте я постепенно уменьшал позицию в портфеле, пока полностью не вышел из них. Так как текущую цену я не признаю, и возврат на инвестиции через 370 лет (P/E снизился с 1000 до 370) меня не устраивает никак)

А что с Virgin? Я считаю, что это чистой воды спекуляция. Причем перспективы компании не ясны. Как много людей захочет полететь с Брэнсоном? Почему бы им не выбрать Blue Origin, который развивает Безос? Что случится, когда появятся первые клиенты, сильно ли вырастут затраты при новых запусках?

Вопросов очень много, и пока на них нет четких ответов, я предпочитаю держаться в стороне. Более того, когда появятся первые новости о количестве забронированных мест на полет в стратосферу, я бы еще выждал пару кварталов, чтобы убедиться, что бизнес функционирует и выручка со временем возрастает.

Проблема в том, что все хотят здесь и сейчас. С Tesla я ждал 2 с лишним года, причем, когда их покупал я, меня назвали глупцом (если не поленитесь, можете найти статьи 2019-го года, когда я рассказывал о своих покупках здесь на Дзене, про Tesla в том числе). Как правило, когда все говорят о покупке той или иной компании и из каждого угла трубят о том, что нужно брать - это звоночек о том, что пора выходить, или же не засовываться.

Помните, что спекуляции нужно отличать от инвестиций, и, если вы вкладываетесь в идею, то должны понимать риски и в зависимости от стойкости вашей нервной системы делать ставку на ту или иную компанию "которая хорошо растет".

Мои стратегии на comon.ru:

Правило №1 (+112%) от 1 000 000р

Долгосрочные спекуляции (+44%) от 100 000р

СТРАТЕГИЯ
СПЕКУЛЯЦИИ
ИНВЕСТИЦИИ
ИНВЕСТИДЕИ
VIRGIN GALACTIC

Комментарии
  • Финам рекомендует

  • Моя лента


  • Темы

    СТРАТЕГИЯ
    НЕФТЬ
    BRENT
    ТРЕНД
    BR
    ИНВЕСТИЦИИ
    ФИНАМ
    ОБЗОР
    АКЦИИ
    ЯН АРТ